4 апреля 2011 г.

Поганки. Зато много!

Есть мнение, что «изменилась ситуация на книжном рынке». Критик Ксения Молдавская говорит: «Издатели не только переводят зарубежных авторов, но и ищут хороших российских писателей» (источник: «В финал новой литературной премии «Книгуру» вышло 14 авторов из России, Беларуси, США и Нидерландов», корр. ИТАР-ТАСС Николай Тертычный; http://книгуру.рф/291).

Нет, ситуация не изменилась. С перестройки не появилось ни одного стоящего имени в русской литературе (уровня Чехова, Толстого или советских классиков) — и нынче они тоже не появляются. Боюсь, уже и не появятся.

Четверть века издатели и им подчинённые редакторы-наёмники искали плохих авторов — и внезапно начали искать хороших? Не значит ли это, что и сами издатели внезапно похорошели? В таком случае мы имеем дело с метаморфозой сродни той, что произошла в годы поздней перестройки с иными коммунистами-партократами, перекрасившимися под воздействием определяющего бытия в рыночников-демократов. Трудно убедить здравомыслящего человека в том, что издатели, заполнившие полки в книжных магазинах литпродукцией скверного качества, вдруг одарят нас гениальной литературой. Да, можно поверить, что вчерашний торговец рыбой или компьютерными программами сегодня сделался мл. редактором отдела фантастики (в конце концов, каждый стремится достичь порога своей компетентности, а вернее, выйти за него). Но допускать, что некомпетентный (в литературе, не в книжном бизнесе) редактор-издатель способен проявить себя как компетентный литературный судья, значит по меньшей мере верить в чудо.

Нет у нас писателей, но сплошь и рядом господа серийщики, сериальщики и литнегры, они же книггеры, представляющие собою, в сущности, тех же самых серийщиков и сериальщиков, только скромнее оплачиваемых. И всех этих писак, будто собачек, ведут на коротких поводках наши ухмыляющиеся господа издатели.

И Бог мой, что за жуткие названия у современных издательств: РОСМЭН, ОЛМА, АСТ, ЭКСМО, РИПОЛ!.. Дух родного языка, я думаю, так же чужд людям, сочинившим эти унылые словечки, как и тем, кто придумал ВХУТЕМАС, или, не столь давно, МОУ СОШ и МУДОД.

«Искать хороших писателей» для издательств означает набирать очередных литподенщиков — на замену тем, кто состарился или износился за письменным столом. Издатели наденут ошейники еще на сотню-другую литрабов, которые и станут очередными «хорошими писателями».

Нынешние издатели и редакторы, отправь их по грибы, принесут из лесу одни поганки.

Увы, не «хороших» авторов ищут наши издатели, но всё тех же, каких искали и прежде: плохих сочинителей плохих книг, способных составить плохие серии. Поганки — зато много!