14 июня 2013 г.

Семь тысяч процентов

Эдвард Сноуден против Большого Брата

В США грянул очередной недемократический скандал, напомнивший гражданам страны о том, что их родина — оплот тоталитаризма и вотчина Большого Брата. Всплыла информация о top secret программе американских спецслужб под названием «PRISM», нацеленной на всеобъемлющий сбор сведений о гражданах через мобильные телесистемы и Интернет. Первые публикации вышли в британской газете «Гардиан». Затем подключилась американская «Вашингтон Пост», и скандал обошёл весь Интернет.

Корреспонденты «Гардиан» Иэн Макаскилл и Гленн Гринвальд поговорили с товарищем Сноуденом, ведущим ныне тихую жизнь в Гонконге. Борец за справедливость объяснил журналистам, что АНБ построило целую инфраструктуру, которая позволяет перехватывать практически все коммуникации, причём автоматически. Если бы кто-то хотел, заметил он, посмотреть электронную почту или звонки своей жены, всё, что нужно было бы сделать, так это использовать имеющуюся технологию перехвата. С её помощью можно получить электронные письма, пароли, записи телефонных разговоров, доступ к информации по кредитным картам.

«Я не хочу жить в обществе, которое делает подобные вещи… Я не хочу жить в мире, где всё, что я делаю и говорю, записывается. Это не то, что я готов поддержать или с чем я готов жить».

На вопрос о том, что произойдёт с ним,  Сноуден ответил лаконично и печально: «Ничего хорошего».

В Гонконг, по его словам, он переехал из-за сильных местных традиций свободы слова. Американец отметил: «Я думаю, это и вправду трагично, что американец должен уехать в такое место, которое имеет репутацию менее свободной страны… Тем не менее, Гонконг… имеет сильные традиции… свободы слова».

На вопрос: «Знала ли ваша семья о том, что вы планировали?» Сноуден ответил:

«Нет… И теперь я больше всего боюсь, что они придут за моей семьёй, моими друзьями… За любым из тех, с кем я поддерживаю отношения…»

Он сказал о том, что с этим ему придётся жить всю оставшуюся жизнь. Отныне он не собирается общаться с ними. Власти будут действовать агрессивно против любого, кто его знает.

В другой статье Гленн Гринвальд, Иэн Макаскилл и Лора Пойтрас («Гардиан») напоминают, что Сноуден — лицо, ответственное за одну из самых значительных утечек в американской политической истории, — не только был техническим ассистентом в ЦРУ, а недавно сотрудником оборонного подрядчика «Booz Allen Hamilton», но в течение последних четырёх лет работал с Агентством национальной безопасности в качестве сотрудника различных внешних подрядчиков, в том числе упомянутой «Booz Allen» и «Dell».

«The Guardian» выявила его личность по его же просьбе: «Я не имею никаких намерений скрывать, кто я, потому что я знаю, что не сделал ничего плохого».

Теперь Сноуден войдёт в историю наряду с Даниэлем Эллсбергом и Брэдли Мэннингом. Ведь АНБ — одна из самых закрытых организаций мира.

Несмотря на своё стремление к публичности, он настаивает, что хочет избежать внимания СМИ. «Я не хочу общественного внимания, потому что я не хочу, чтобы эта история была обо мне. Я хочу, чтобы она была о деяниях правительства США».

Также он сказал: «…я знаю, что правительство будет демонизировать меня». Он объяснил что единственным мотивом рассекречивания было информирование общества о том, что делается от его (общества) имени и что делается против него.

Сноуден, по его собственным словам, жил «очень комфортной жизнью», которая включала зарплату примерно в 200.000 $ в год, подругу, с которой он делил дом на Гавайях, стабильную карьеру, и семью, которую он любил.

«Я готов принести в жертву всё, потому что не могу с чистой совестью позволить правительству США уничтожать частную жизнь, свободу Интернета и основные права людей во всём мире при помощи этой мощной машины для наблюдения, созданной втайне».

План Сноудена был таким.

Три недели тому назад он сделал последние приготовления. В офисе АНБ на Гавайях он скопировал последний пакет документов, из тех, что собирался раскрыть. Затем он сказал своему руководителю, что ему нужно уехать на пару недель — полечиться от эпилепсии. Собрав вещи, он сказал своей подруге, что должен был уехать на несколько недель. 20 мая он сел на самолёт в Гонконг. Он выбрал этот город из-за его «энергичной приверженности свободе слова», а также потому, что считал, что это — одно из немногих мест в мире, которое может противостоять диктату со стороны правительства США.

Живёт он в гостинице — в постоянном страхе слежки. Он заложил дверь своего гостиничного номера подушками. Он надевает большой красный капюшон на голову и на ноутбук, когда вводит пароли. Это делается для того, чтобы возможные скрытые камеры не сняли что-либо. Это не паранойя; Сноуден имеет все основания для таких опасений. Он ведь работал с разведкой США почти десять лет.

Когда-то на него повлиял Ирак. В 2003 году он поступил на службу в американскую армию и начал программу обучения, чтобы впоследствии присоединиться к спецназу. Он отметил, что его представления о цели войны были быстро рассеяны. После перелома обеих ног в учебной аварии он был демобилизован.

Затем он получил свою первую работу на объекте АНБ (должность охранника на тайном объекте в Университете Мэриленда). Оттуда он перешёл в ЦРУ, где работал над IT-безопасностью. Его знание Интернета и способности к компьютерному программированию позволили ему достаточно быстро сделать карьеру — для человека, у которого на тот момент не было даже аттестата о среднем образовании.

В 2007 году ЦРУ разместило его под дипломатическим прикрытием в Женеве. Он отвечал за поддержание безопасности компьютерной сети. Это означало, что ему был разрешён доступ к широкому массиву секретных документов. Именно этот доступ, наряду с тем, что почти три года он провёл среди сотрудников ЦРУ, посеял в его душе серьёзные сомнения в правильности всего того, что он видел вокруг себя.

К примеру, сотрудники ЦРУ пытались завербовать швейцарского банкира — с целью заполучить секретную банковскую информацию. Сноуден сказал, что они добились этого, стараясь заполучить банкира в пьяном виде и устраивая так, чтобы он поехал домой на своей машине. Банкир был арестован за вождение в нетрезвом виде. Тут-то секретный агент подружился с ним и предложил помочь. Была сформирована связь, которая далее вылилась в успешное сотрудничество.

«Многое из того, что я видел в Женеве, действительно разочаровало меня… Я понял, что я был частью чего-то, что приносит гораздо больше вреда, чем пользы».

Он ушёл из ЦРУ в 2009 году и поступил на работу к частному подрядчику, который назначил его на действующий объект АНБ, дислоцированный на военной базе в Японии. Именно тогда, по его словам, он наблюдал, как Обама сформулировал ту политику, которая должна была, как считал Сноуден, принести перемены.

Но в течение следующих трёх лет он узнал только то, что АНБ с его жаждой всепоглощающего наблюдения вознамерилось знать о каждом разговоре и каждом поступке в мире.

Однажды он пришёл к выводу, что наблюдение АНБ скоро окажется безотзывным. Это лишь вопрос времени. «То, что они делают, — говорит он, — это экзистенциальная угроза демократии».

На вопрос журналистов и подлинности его личности он, не задумываясь, предоставил свои личные данные, номера социального страхования, ID ЦРУ и истекший дипломатический паспорт. Никакой изворотливости нет и в помине, пишут корреспонденты. «Спросите его о чём-нибудь из его личной жизни, и он ответит». Журналисты «Гардиан» называют этого человека «тихим, умным, спокойным и скромным».

Джулиан Боргер («Гардиан») рассказал о том, что компания «Booz Allen» с капиталом в 6 миллиардов долларов и 25.000 сотрудников в значительной степени ориентирована на обработку данных компьютерных систем. Под девизом «Улучшение общественной безопасности при помощи аналитики» фирма предлагает помощь в обработке большого количества собранных данных. В проектную линию, которая как раз отражает некоторые функции Сноудена, работавшего для АНБ, входит разработка того, что «позволяет организациям обрабатывать, интерпретировать и использовать массивы данных, сохранённые в течение нескольких недель или месяцев».

Надо напомнить, что США имеют договор об экстрадиции с Гонконгом.

«The Telegraph» со ссылкой на «Рейтер» пишет, что любое преследование Сноудена, скорее всего, подпадает под Закон о шпионаже от 1917 года — именно этот закон правительство США использовало против других гражданских лиц, которые раскрыли секретную информацию без разрешения.

США и Гонконг подписали договор о выдаче ещё в 1996 году, за год до того, как бывшая британская колония была возвращена Китаю. Документ вступил в силу в 1998 году и предусматривает, что власти Гонконга могут задержать человека на 60 дней по просьбе США — пока Вашингтон готовит официальный запрос об экстрадиции.

Юристы, имеющие опыт в экстрадиции, говорят, что для Сноудена будет проблемным обойти договор, если правительство США решит преследовать его. «Они (Гонконг) не собираются подвергать риску свои отношения с США из-за Сноудена…» — говорит Роберт Анелло, нью-йоркский адвокат, работавший с делами об экстрадиции. Анелло заметил:

«Если вы — американский гражданин, то спастись от США — нелёгкое дело».

Как передала из Нью-Йорка 11 июня корреспондентка ИТАР-ТАСС Александра Бекренева, разразившийся в США скандал привёл к резкому росту продаж антиутопии Джорджа Оруэлла «1984».

Продажи романа на сайте «Амазона» за сутки взлетели более чем на 7 тысяч процентов. Продажи того издания, в которое входит повесть «Скотный двор», тоже подскочили — на 314 процентов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.