Сегодня перечитываем «Красное вино победы» Евгения Носова:
«Мы помолчали, ожидая, что он отдышится, но Копешкин так больше
и не заговорил.
В палате воцарилась тишина.
Я пытался представить себе родину Копешкина. Оказалось, никто
из нас ничего не знал об этой самой пензенской земле. Ни какие там реки, ни
какие вообще места: лесистые ли, открытые… И даже где они находятся, как туда
добираться. Знал я только, что Пенза где-то не то возле мордвы, не то по
соседству с чувашами. Где-то там, в неведомом краю, стоит и копешкинская деревенька
с загадочным названием — Сухой Житень, вполне реальная, зримая, и для самого
Копешкина она — центр мироздания.
Должно быть, полощутся белесые ракиты перед избами, по
волнистым холмушкам за околицей — майская свежесть хлебов. Вечером побредет с
лугов стадо, запахнет сухой пылью, скотиной, ранний соловей негромко щелкнет у
ручья, прорежется молодой месяц, закачается в темной воде...
Я уже вторую неделю тренировал левую руку и, размышляя о
копешкинской земле, машинально чиркал карандашом по клочку бумаги. Нарисовалась
бревенчатая изба с тремя оконцами по фасаду, косматое дерево у калитки, похожее
на перевернутый веник. Ничего больше не придумав, я потянулся и вложил эту
неказистую картинку в руки Копешкина. Тот, почувствовав прикосновение к пальцам,
разлепил веки и долго с вниманием разглядывал рисунок.
Потом прошептал:
— Домок прибавь… У меня домок тут… На дереве…
Я понял, забрал листок, пририсовал над деревом скворечник и
вернул картинку.
Копешников, одобряя, еле заметно закивал заострившимся носом.
Ребята снова о чем-то заспорили, потом, пристроив стул между
Сашиной и Бородуховой койками, шумно рубились в домино, заставляя проигравшего
кукарекать. Во всем степенный Бородухов кукарекать отказывался, и этот штраф
ему заменяли щелчками по роскошной лысине, что тут же исполнялось Бугаевым с
особым пристрастием под дружный хохот. Михай в домино не играл и, уединившись у
окна, опять пел в закатном отсвете солнца, как всегда глядя куда-то за
петлявшую под горой речку Нару, за дальние вечереющие холмы. Пел он сегодня
как-то особенно грустно и тревожно, тяжко вздыхал между песнями и надолго
задумывался.
Прислоненная к рукам Копешкина, до самых сумерек простояла моя
картинка, и я про себя радовался, что угодил ему, нарисовал нечто похожее на
его родную избу. Мне казалось, что Копешкин тихо разглядывал рисунок, вспоминая
все, что было одному ему дорого в том далеком и неизвестном для остальных Сухом
Житне.
Но Копешкина уже не было...
Ушел он незаметно, одиноко, должно быть, в тот час, когда
садилось солнце и мы слушали негромкие Михаевы песни.
А может быть, и раньше, когда ребята стучали костяшками
домино. Этого никто не знал.
В сущности, человек всегда умирает в одиночестве, даже если
его изголовье участливо окружают друзья: отключает слух, чтобы не слушать
ненужные сожаления, гасит зрение, как гасят свет, уходя из квартиры, и,
какое-то время оставшись наедине сам с собой, в немой тишине и мраке, последним
усилием отталкивает челн от этих берегов…
Пришли санитары, с трудом подняли с кровати тяжелую, промокшую
гипсовую скорлупу, из которой торчали, уже одеревенев, иссохшие ноги Копешкина,
уложили в носилки, накрыли простыней и унесли.
Вскоре неслышно вошла тетя Зина со строгим, отрешенным лицом,
заново застелила койку и, сменив наволочку, еще свежую, накрахмаленную,
выданную сегодня перед обедом, принялась взбивать подушку».
(Фрагмент рассказа).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.