19 января 2011 г.

Современные варвары

«— Русскую классику обязательно знать?
 — Нет, не обязательно. Русская классика — это сословная литература, она насквозь пронизана нездоровым высокомерием. Ведь кто её писал? Дворяне. К тому же она создавалась в эпоху, когда, по сути, не существовало других развлечений — ни кино, ни телевидения, ни компьютерных игр. Попытки перенести эти «чистоту» в сегодняшнее время губительны для писательской самоидентификации. Современный литератор должен предельно чётко понимать, что у него в конкурентах Голливуд, MTV и компьютерная индустрия развлечений. Изменилось человеческое сознание, восприятие людьми окружающей действительности. Это вовсе не значит, что необходимо писать в технике клипового сознания. Но неторопливые и занудные «кирпичи» из 19 века пусть в своём времени и остаются. Я вообще убеждён, что настоящее слово в искусстве в состоянии сказать только варвар, человек-«белый лист», не испорченный каким бы то ни было влиянием».
(Из «Лит. России» №1 за 2011 г., http://www.litrossia.ru/2011/01/05874.html).

Варвары являлись, как известно, и прежде:
«Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности».
(Манифест футуристов «Пощёчина общественному вкусу», дек. 1912 г.).

Однако судьба «парохода современности», населённого варварами, оказалась схожей с печальной судьбой «Титаника».

К своему айсбергу рвётся и современный — точнее, сиюминутный, — варвар, он же человек-«белый лист».